Земледелие ждет коренная модернизация

В системе субсидирования растениеводства в Казахстане грядут перемены

Какие шаги планирует сделать государство в поддержке аграриев, как будут реализованы механизмы этой помощи? Об этом – интервью с директором департамента земледелия МСХ РК Анной Буць.

Все начинается с семян…

– Анна Александровна, как известно, качественные семена – залог хорошего урожая. Расскажите, каким образом государство планирует в новом году поддерживать семеноводство в республике,чтобы наши крестьяне имели доступк высококачественным семенам?

– Прежде всего, согласно разработанной Минсельхозом программе развития АПК «Агробизнес-2020», значительно усиливаются позиции госсортоиспытания. Предусматривается выделение существенных средствна содержание госкомиссии и всех сортоиспытательных участков. Особое внимание будет уделено материально-техническому переоснащению сортоучастков, снабжению их новойтехникой, специализированными комбайнами, сеялками и так далее. Нам нужно обновлять материально-техническую базу еще и потому, что работаем с селекционерамииз зарубежных стран, которые предоставляют свои сорта на госсортоиспытание какна хозполезность, так и на патентоспособность. А это налагает на нас особые обязательства. Чтобы обеспечить высокий уровень работ, должна быть соответствующая техника, технология и специалисты.

– Какие основные проблемы существуют сегодня в семеноводстве?

– Прежде всего, не обеспечивается необходимый объем производства и ассортименторигинальных и элитных семян для проведения планового сортообновления и сортосменыв хозяйствующих субъектах. Учитывая, что производство оригинальных и элитных семян требует немалых затрат и обходится гораздо дороже, чем производство товарного зерна, большого интереса для сельхозтоваропроизводителей оно не представляет. Кроме того, оригинаторы и элитсемхозы тоже страдают от того, что оборотных средств на эти цели недостаточно. Денег, выделяемых из республиканского бюджета, хватаетна субсидирование около 3–4% элитных семян, тогда как для обеспечения посевных площадей необходимо, чтобы доля элиты в посевах была как минимум 8% от общейпосевной площади культуры. У нас сегодня ситуация такова: субсидируется до 4% посевов элитных семян и такой же объем приобретается сельхозформированиями.Мало кто хочет вкладывать свои средства в это дорогостоящее мероприятие. В итогеэлитных семян попросту не хватает. Редкие хозяйства засевают сегодня элитой большие площади полей. Для того чтобы поправить данную ситуацию, мы внесли в Программуразвития АПК до 2020 года соответствующую норму о необходимости увеличения площадей посева элитными семенами до 8% к 2020 году и увеличении суммы выделяемых для этого из республиканского бюджета средств с 2,2 миллиарда тенге в2013 году до 4,6 миллиарда в 2020 году. Таким образом, в 2 раза планируем увеличить объем семян, которые будут удешевляться и станут доступнее для крестьян. Причем размер удешевления составит 40% от стоимости с учетом инфляции.

– Как будет работать данный механизм?

– Скорее всего, это будут трансферты общего характера, которые пойдут на местныйуровень. Сегодня же финансирование ведется на республиканском уровне. Регионы собирают заявки от сельхозтоваропроизводителей о потребности в элитных семенах. Затем эти заявки предоставляются в Минсельхоз, где идет распределение квотна семена по регионам (в зависимости от вида культур и посевной площади) и, соответственно, выделенных из бюджета денег.

Сейчас мы объединили субсидирование оригинальных и элитных семян в одну норму.Если раньше часть денег выплачивалась оригинатору за произведенные оригинальные семена, то теперь за производство оригинальных и на удешевление стоимости элитных семян субсидия будет направлена конечному потребителю. И он вправе будет выбирать самые качественные семена у любого аттестованного субъекта семеноводствана территории республики. Это в свою очередь будет способствовать увеличению производства семян именно теми аттестованными субъектами, кто производит качественные, добротные семена, соответствующие всем требованиям, они будут больше зарабатывать и смогут покрыть затраты на производство.

Таким образом, мы идем к тому, чтобы увеличить долю элитных семян по всем культурам. По большому счету у нас всегда учитывалась целесообразностьи необходимость субсидирования всех сельхозкультур, но вопрос в том, что на те жекормовые культуры по причине недостаточной развитости промышленного животноводства спроса до недавнего времени не было. И у нас те деньги, которые предусматривались на субсидирование семян многолетних и однолетних трав по заявкам областей зачастую этими же областями и не использовались, поскольку данные культуры были невостребованными. Поэтому приходилось перераспределять эти деньги на другиекультуры. Мы всегда в первоочередном порядке по полной потребности закрывали те культуры, семеноводство которых слабо развито, – кормовые, масличные, сахарная свекла, хлопчатник, и уже только после этого – пшеницу и другие зерновые. При этомсубсидирование производства элитных семян зерновых культур мы тожедифференцировали – в первоочередном порядке шли бобовые, крупяные, кукуруза, то есть те, которые более трудоемкие или производятся мелкими партиями. Но в последниегоды спрос на семена масличных и кормовых культур увеличился, и все они были раскуплены, хотя до этого лежали в хозяйствах по несколько лет на складах.

– Насколько серьезно возросли площади посевов кормовых культур в текущемгоду?

– В 2012 году против 2011-го рост площадей под кормовыми культурами в республикесоставил 220,4 тысячи гектаров, в том числе площади посевов многолетних трав возросли на 217,6 тысячи.

Зерновая арифметика-2012

– Невзирая на острейшую засуху, в уходящем году в целом по стране был получен урожай зерна на уровне среднего года – 14,8 миллиона тонн в бункерном весе.За счет чего достигнут такой результат?

– Тут несколько факторов. Безусловно, в сельхозформированиях, где соблюдались агротехнологии, урожай получили, по крайней мере, средний для этого уровня хозяйств. Другой фактор – в республике последние 10 лет поступательно обновлялся машинно-тракторный парк, что сыграло свою роль в качестве проведения сельхозработ. И конечно,профессиональный уровень специалистов растениеводства вырос, внедряются новые технологии, расширяется спектр применения средств защиты растений, приходят инновации в АПК. Все это благоприятно сказывается на положении отрасли, обеспечиваетее устойчивость.

Рекомендуем прочитать:  No-till – философия землепользования ХХI века

– Тем не менее вопросы статистической достоверности объемов собранного урожая остаются актуальной и широко обсуждаемой в обществе темой. Вновь обнаружились расхождения в данных по сбору урожая зерна, предоставленные разными органами. Но, как известно, последнее слово – за статистикой. При этомвозникает вопрос: имеет ли эта структура реальные рычаги проверки и уточненияданных? Может ли, допустим, представитель статоргана на месте проверить то или иное сельхозформирование на предмет точности указанного объема полученного зерна и так далее?

– Комментировать действия другого госучреждения не входит в мою компетенцию. Ограничусь лишь констатацией факта: согласно законодательству о статистикереспондент (в данном случае сельхозтоваропроизводитель) представляет информацию,к примеру, об урожайности. И эту информацию статистика может перепроверить только обратившись к этому сельхозтоваропроизводителю с письменным запросом. Стало быть, достоверность представленных данных – на совести самого агрария. Крупные сельхозформирования сдают свою отчетность, данные же по мелким хозяйствам собираются методом репрезентативной выборки. И затем они уже экстраполируютсяна все остальные подобные хозяйства.

– Например, в районе имеется 10 крестьянских хозяйств. Берутся данные только одного из них, наиболее типичного хозяйства, и при учете предполагается, чтов оставшихся девяти хозяйствах такая же или примерно такая урожайность?

– В общих чертах это так.

– Вы сказали, что собрано 14,8 миллиона тонн зерна в бункерном весе. В чистомвесе, возможно, будет собрано в пределах 12,3–12,5 миллиона тонн. Каков переходящий остаток зерна урожая прошлого года?

– На 1 июля 2012 года переходящий остаток составлял 9,8 миллиона тонн зерна.

– Учитывая, что экспортный потенциал республики составляет порядка 7–8 миллионов тонн зерна, дефицит зерна на внутреннем рынке нам не грозит?

– Давайте посчитаем. С 1 июля по 30 ноября Казахстан отгрузил на внешние рынки 3,3 миллиона тонн зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте. В итоге из 22,1 миллиона тонн (12,3 + 9,8) после вычитания объема, отгруженного на экспорт и расходованногона внутреннее потребление, на 1 декабря остается порядка 15,1 миллиона тонн. В итоге,если представить, что объемы отгрузки зерна на внешние рынки будут идти в таком жетемпе, как сейчас, то все равно остается порядка 4–4,5 миллиона тонн переходящего остатка к 1 июля 2013 года.

При этом Продкорпорация будет от 1,5 до 2,5 миллиона тонн зерна держать в резерве.У нее сейчас имеется порядка 4,1 миллиона тонн зерна, часть его она будет реализовывать по рыночным ценам, часть будет реализовываться мукомолам и всемпотребителям внутреннего рынка, а часть останется в запасе.

– В этом году Продкорпорация не скупала зерно?

– В текущем году Продкорпорация занимается закупом зерна только в рамках бюджетной программы по обновлению госпродрезерва (согласно нормативам треть госрезерва зерна должна ежегодно обновляться). В пределах этого норматива и будет идти закуп по цене40 тысяч тенге за тонну в первоочередном порядке у тех сельхозтоваропроизводителей, кто брал средства в рамках весенне-летнего финансирования и пользовался кредитными средствами. Кроме того, Продкорпорация никому руки выкручивать не будет,а постарается закупить на свободном рынке зерно у компаний. Речь идет о небольшомобъеме в 150–160 тысяч тонн. Фактически в настоящее время закуплено 168,8 тысячи тонн. По программе закупа у нас был объем свыше 500 тысяч тонн зерна, но посколькутакой целесообразности закупок в этом году нет, на регулирование ситуациина внутреннем рынке у нас есть зерно в запасах у Продкорпорации.

Говоря об экспорте зерна, хочу отметить, что последние месяцы мы грузили по одному миллиону тонн и привлекали не только отечественные зерновозы, но и зерновозы других железнодорожных администраций. Помимо этого, использовались полувагоны, переоборудованные в крытые вагоны. Таким образом, при нормальном раскладе при том количестве зерновозов, которое есть, думаю, 8 миллионов тонн зерна вполне хватитна реализацию на экспорт. Более того, наши традиционные покупатели в год приобретают порядка 6,5 миллиона тонн зерна, а на остальные 2–3 миллиона тонн еще нашим предпринимателям надо будет найти покупателей.

– Два слова о качестве зерна: насколько оно изменилось?

– Надо сказать, что в последние годы мы получаем достаточно качественную пшеницу.В уходящем 2012 году, к примеру, 90,2% пшеницы, поступившей на элеваторы,относилось к 1, 2 и 3 классу, в 2011 году пшеница этих классов составила 89,5%.При этом в прошлом году 4,2% пшеницы относилось ко второму классу, 0,8% – к первому,84% – к третьему классу. В текущем году на долю пшеницы третьего класса приходится 87%, второго – 2,5%, первого – 0,4%. По такому показателю качества, как натура, из 2,5 миллиона тонн пшеницы мягкой третьего класса, которые поступили на элеваторы,994 тысячи тонн было зерно с натурой 710–729 г/л, 978 тысяч тонн – 730–749, 515 тысячтонн – 750 г/л и выше.

О субсидии на гербициды и удобрения

Рекомендуем прочитать:  Влага и урожай

– Немалое оживление среди земледельцев вызвало сообщение Минсельхоза о том,что с 2013 года гербициды будут субсидироваться независимоот страны-производителя. Почему было принято это решение и не пострадает лиот этого шага отечественная химическая промышленность, производящая гербициды?

– Заводы, производящие гербициды, субсидий напрямую раньше не получали. Косвенно они получали их через увеличение объемов продаж. Но как только вводилась субсидия, цена сразу начинала подрастать на производимые гербициды. У нас как таковых заводов,на которых проводится синтез гербицидов, нет, проводится лишь формуляция. Называть такое производство заводом было бы не совсем правильным. К тому же задача Министерства сельского хозяйства – обеспечить сельхозтоваропроизводителей всеми необходимыми ресурсами, в том числе и химией, включающей гербициды и удобрения.На сегодняшний день в этом плане в самом сложном положении находится Кызылординская область, фермеры которой не имели доступа к удешевленнымгербицидам. Для борьбы с сорняками на рисе гербицидов отечественной формуляции нет.В основном же у нас формулируются гербициды, которые применяются на пшенице.Сейчас мы выравниваем условия для всех, чтобы любой сельхозтоваропроизводитель мог иметь доступ к любому виду гербицидов по выбору. Но для того чтобы отечественная химическая промышленность тоже развивалась, предусмотрена дифференциация этих субсидий. В частности, если фермер будет приобретать гербицид отечественной формуляции, то он получает субсидию до 50% от стоимости приобретаемого препарата, если гербицид или удобрение зарубежного производства, то он получит субсидию размером до 30% от их стоимости. При этом разница между 50% и 30% должна будет пропорционально сохраняться даже в случае, если денег из местного бюджетав пределах установленной нормы фермерам не хватит выделить.

– То есть отечественные гербициды всегда будут на 20% больше субсидироваться, чем импортные. К примеру, если регион выделит 35% на удешевлениеотечественных препаратов, то импортные будут удешевляться на 15% (35–20)?

– Да, такое соотношение должно постоянно соблюдаться. Кроме того, если сельхозпроизводитель приобретает удобрения, то он может выбрать любой вариант: либо закупить за 50%, к примеру, у «КазАзота» или другого отечественного производителя,а затем эти 50% местный исполнительный орган перечислит в виде субсидии заводу.Либо он может купить отечественное удобрение на заводе за 100%, сдать документыи уже затем получить субсидию через некоторое время. Но, вероятнее всего, сельхозпроизводитель пойдет на завод и купит за полцены удобрение, чтобыне отвлекать ресурсы в самый необходимый момент проведения агротехнических работ,а остальные 50% государство заводу выплатит и все, а фермеру не надо будет голову ломать, как там идет взаиморасчет. Но он волен выбирать, как лучше поступить.

– А вообще, как осваиваются средства, выделенные на субсидирование покупки удобрений и пестицидов?

– В свое время, когда этот процесс начинался, объем субсидий не превышал одного миллиарда тенге. У нас постоянно к концу года была проблема неосвоения выделенных государством средств. Заводы по производству удобрений усиленно искали крупные самодостаточные хозяйства, кто мог бы приобрести их продукцию. Области тоже старались подтолкнуть крестьян, чтобы они покупали на заводе удобрения. Но все равно средства полностью не осваивались. В последние же годы выделяется 6,2 миллиарда тенге на удобрения и гербициды (примерно 5,2 миллиарда тенге – на удобрения и одинмиллиард – на гербициды). И этих денег катастрофически не хватает, потому что вырос спрос. Худо-бедно, невзирая ни на засухи, ни на какие другие обстоятельства,но покупательская способность сегодня достаточно высокая. Эффект от применениягербицидов и удобрений все видят, и земледельцы стремятся их приобрести. Но теперьдругая проблема – из-за того, что не хватает денег, выделяемые субсидии приходится пропорционально уменьшать согласно поданным заявкам. Деньги в 2010 году были выделены из республиканского бюджета и трансфертом общего характера на 2011–2013 годы переданы в базы местных бюджетов. В итоге они обезличиваются. Области, получив трансфертом определенную сумму, могут использовать ее на те направления, на какиепосчитают необходимым.

– А почему конкретно не расписано, что региону выделена определенная суммаи она должна пойти, например, на субсидирование гербицидов, а не на ремонтместной дороги? Ведь в итоге крестьяне могут остаться без обещанной им государством помощи и не получат в необходимой мере субсидированные препараты?

– Таково бюджетное законодательство… Нам, как работникам Минсельхоза, первый год пришлось приложить немало усилий, чтобы области никуда не использовали из общейвыделенной суммы средства на субсидирование удобрений и пестицидов, не направилиих на другие цели. Но мы согласились передать эти средства в местные бюджеты потому, что местный исполнительный орган ближе к сельчанам и лучше знает их нужды.По нашему настоянию должно было быть внесено изменение в бюджетноезаконодательство, что эти суммы должны идти отдельными строками в бюджетах, но по неизвестным Минсельхозу причинам оно так и не было внесено. Справедливости ради надо сказать, что в таких областях, как Южно-Казахстанская и Павлодарская,на субсидирование удобрений и пестицидов даже добавили средства из местныхбюджетов.

– Процент субсидирования местная власть каждый год определяет разный?

– Безусловно. Но при этом согласно законодательству местный исполнительный орган согласовывает с уполномоченным органом в области АПК нормативы субсидий. Например, по Казахстану было отправлено на местный уровень на субсидии на 1 га 18,6 миллиарда тенге. Фактически решением местных исполнительных органов было выделено 20,1 миллиарда. Как видим, увеличение составило 1,5 миллиарда тенге. А размерсубсидий областями устанавливается исходя из приоритетности сельхозкультур для региона.

Рекомендуем прочитать:  Как застраховаться, чтоб без денег не остаться

– Скажите, какие суммы на субсидирование пестицидов и удобрений будут направлены в первый год реализации программы развития АПК и в последний?Насколько они изменятся?

– В 2012 году было выделено 5,2 миллиарда тенге на удобрения, в 2013 году – примерностолько же, так как эти средства были запланированы еще в 2010 году на три года вперед. Реально с учетом того, что регионы добавили денег на местах, получилось 5,4 миллиарда. На субсидирование гербицидов был выделен миллиард тенге. А вот на2014 год на субсидирование гербицидов будет выделено уже 27,6 миллиарда тенге, в 2015-м – 27,7 миллиарда, в 2016-м – 28 миллиардов, в 2017-м – 28 миллиардов. В 2020году планируется выделить 28,5 миллиарда на удешевление гербицидов и 24,5 миллиарда на удешевление удобрений.

– Исходя из чего, были произведены расчеты потребности регионов в гербицидахи удобрениях?

– Из расчета площади, которую надо обрабатывать с учетом внедрения влагоресурсосберегающих и нулевых технологий. Теперь нам важно, чтобы нашу заявку поддержали и в Минфине. Тогда вышеуказанные средства с 2014 года пойдут в регионы.

– Мы много говорим о пшенице. А что происходит с нашим вторым хлебом – картофелем? Сколько его сегодня республика выращивает и какова обеспеченность внутреннего рынка?

– В текущем году, по данным управлений сельского хозяйства, собрано чуть более 2,9 миллиона тонн картофеля. При этом наибольшее его производство сосредоточенов Алматинской области – здесь в текущем году собрано 613 тысяч тонн, затем по убыванию следуют: Северо-Казахстанская область (479,6 тысячи тонн), Восточно-Казахстанская (396 тысяч тонн), Павлодарская (328 тысяч тонн), Карагандинская (234 тысячи тонн), Южно-Казахстанская (225 тысяч тонн) и так далее. По казахстанскимнормам произведенного объема картофеля достаточно для внутреннего потребления.

– На космический мониторинг тоже деньги заложены?

– Да, но их объемы не увеличиваются и остаются на том же уровне, что и сегодня – порядка 22 миллиардов тенге в год. В основном космический мониторинг будет проводиться в трех зерносеющих областях.

Субсидирование гектара отменено не будет

– Практика дифференциации субсидирования в зависимости от того, какую технологию фермер применяет, будет сохранена?

– Будет. Более того, уровень субсидирования одного гектара будет расти.

– Это хорошая новость для фермеров, которые неоднозначно оценивали перспективу отмены субсидирования на один гектар. Но, с другой стороны, Минсельхоз ранее заявлял о планах перенаправить средства на субсидированиеодного гектара пшеницы на снижение процентной ставки для приобретения сельхозтехники… Этот план остается в силе?

– Предполагаемая мера по отмене субсидирования гектара зерновых была вынужденной. Понятно, что для того, чтобы внедрять передовые технологии и выращивать ту жепшеницу или другие культуры, нужна качественная современная техника. Мы считали, что необходимо сэкономить выделенные средства на субсидирование гектара зерновыхи направить их на субсидирование ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники.В то же время нам удалось убедить Минфин и Правительство в том, что необходимы деньги на субсидирование ставки вознаграждения, и нам выделили дополнительно по3 миллиарда на 2013, 2014 и 2015 годы. Всего 9 миллиардов тенге. Поэтому сейчас такой острой необходимости перенаправлять средства, выделяемые на субсидирование гектара зерновых, нет, и поэтому существующая схема субсидирования гектара пшеницы остается. Единственно, мы вычленили твердую пшеницу из общего списка зерновыхс тем, чтобы стимулировать ее производство. На ее выращивание будет предусмотрена более высокая субсидия. Величину субсидии будет устанавливать каждый местный исполнительный орган исходя из своих возможностей, но по согласованиюс Минсельхозом.

– Получается, что субсидии, к примеру, 450 и 900 тенге в зависимостиот применяемой технологии остаются?

– Остаются. Но их размер будет зависеть от каждого местного исполнительного органаи приоритетных культур. Например, на юге больший крен сделан в сторону сахарной свеклы, на эту культуру большие субсидии направляют, затем идут хлопчатник, рис, кукуруза. Соответственно, там меньше средств остается на субсидирование пшеницы.И это правильно. На севере больше упор сделан на субсидирование масличныхи кормовых. Но при этом существенного уменьшения субсидирования зерновыхне должно быть.

– В итоге, если хозяйство выращивает пшеницу по традиционной технологии, оно получает…

-Минимальную базовую норму, которую установит акимат. Но я не думаю, что эта норма будет ниже 450 тенге на гектар, потому что даже оформлять документы товаропроизводителю смысла нет, если субсидия будет ниже этого значения.

— А после планки в 450 тенге какой будет шаг субсидирования?

— Некоторые регионы планируют поставить уровень субсидий в два раза больше,к примеру, на нулевую или на другие влагоресурсосберегающие технологии…

– Насколько снизится ставка на покупку сельхозтехники в лизинг?

— До 7%. При этом конечная ставка банка или лизинговой компании не должнапревышать 14%. Финансовые структуры, которые ставят процент лизинга выше этой планки, просто могут потерять клиентов, так как крестьянин будет охотнее брать техникув лизинг под 14%, чем под 18 или 22%. А 7% – это зафиксированная ставка, по которой крестьянин сможет оформить технику в лизинг через «КазАгроФинанс», «Астана-Финанс»,другие лизинговые компании, банки второго уровня.

– Спасибо за интервью.

Николай Латышев

Земледелие ждет коренная модернизация

Добавить комментарий