Продовольственная безопасность и оптово-логистические центры

Интервью с Азаматом Алишаевым, заместителем гендиректора ФГУП «Нацрыбресурс»

Под Санкт-Петербургом в ближайшем времени будет создан оптово-логистический центр для сельхозпроизводителей. Курирует проект ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», структурное подразделение Федерального агентства по рыболовству.

На вопросы портала AGROXXI.RU отвечает, заместитель генерального директора ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Азамат Екпинович Алишев.

– Как пришла идея заняться созданием проекта оптово-логистических центров в России? И почему именно ваша организация им занялась?

– Рыбная отрасль в большей степени страдает от того, что транспортная и складская логистика налажена не лучшим образом. На сегодняшний день у нас нет ни мощностей, ни перерабатывающих комплексов, ни нормальной транспортной логистики. А в силу того, что наши основные рыбодобывающие регионы находятся на Дальнем Востоке, доставить рыбу куда бы то ни было без сложностей мы практически не можем.

Поэтому нашему подразделению была дана задача по организации логистики прежде всего в рамках Росрыболовства. Но когда мы столкнулись с этой проблемой, то поняли, что она не является только сложностью рыбной отрасли, но и вообще характерна для Российского сельского хозяйства. Потому что оптово-логистическое звено на сегодняшний день фактически не отработано и государством никак не контролируется. Мы не говорим, что не контролируется с точки зрения цены, просто не построены правила игры.

рыбный рынок

Вот мы озаботились этим вопросом: разработать такие правила игры на уровне государства, правила администрирования, делающие так, чтобы оптово-логистическое звено не было препятствием для производителей сельхозпродукции, а являлось тем звеном, где непосредственно можно было бы встретиться производителю напрямую с покупателем.

– Как создавали модель такого центра?

– Для этой цели мы стали смотреть все, что существует в мире на схожую тему. Анализировали  рынки на Дальнем Востоке, в Японии, Южной Корее, Европе, Азии. Провели определенный маркетинг. Выяснилось, что даже в этих рыночных странах государство на сегодняшний день свое влияние на оптово-логистическое звено не утратило, а  во многих случаях даже усилило. Потому что оптово-логистическое звено является корнем для формирования справедливой розничной цены.

Рекомендуем прочитать:  Развитие мясного скотоводства в России

Что у нас на сегодняшний день происходит? Существует товаропроизводитель, который имеет какие-то доли процентов от своей продукции, а посредник, который не производит ничего, имеет 20-30% доход. То есть реальный сельхозпроизводитель деньги не получает.

Если бы эти деньги действительно получал сельхозпроизводитель, возможно, наше сельское хозяйство было бы сейчас совершенно в другом виде. Потому что появлялись бы денежные средства для развития производственной базы. А поскольку этого не происходит, идет диспропорция с точки зрения формирования цены и жизни всех участников данного процесса.

мясной ряд

С учетом вступления в ВТО процесс только усиливается, потому что из Европы идет конкурентная продукция, наша сельхозпродукция будет неконкурентной по отношению к импорту. Перед государством стоит дилемма: либо мы каким-то образом занимаемся вопросом и регулируем этот комплекс, либо мы будем есть совершенно другие продукты и забываем о продовольственной безопасности.

– Чей же опыт в итоге переняли?

– Мы взяли за опыт Меркасу  (это государственная компания при Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды Испании), потому что на сегодняшний день, фактически, она управляет 23 рынками государственного значения. Эта компания выступает, как государственный агент, совместно с региональной властью и частными инвесторами. Получается некий такой пул из управляющих компаний. Но при этом государство управляет процессом изнутри. То есть, арендная плата, антимонопольное законодательство, фитосанитарный контроль, контроль происхождения продукции, сертификация – это забота федеральной власти. И это нормальное совершенно явление, поэтому что такими вопросами необходимо заниматься именно на федеральном уровне.

Дальше регион развивает систему сам, как он хочет, но в рамках той общей концессии, которую выразило государство. И это ключ к успеху, поскольку, в конечном итоге, получается, что потребитель имеет действительно низкие цены по отношению ко всему остальному. Потому что в этой среде можно фактически выработать реальную конкуренцию. Меркаса не занимается на сегодняшний день управлением ценообразования, но она создала административное управление этим процессом и только государство может им управлять. Это очень важно и в наших условиях.

Рекомендуем прочитать:  Наша цель – вернуть рынок в правовое поле

овощи

Надо сказать, что когда мы изучали опыт испанцев и французов, это тоже были 64-65 годы прошлого столетия и у них были схожие проблемы. В этих странах именно государство, имея политическую волю и определенные цели и указания, наладило этот вопрос. Сейчас это процветающие в агропромышленном секторе комплексы, которые реально могут говорить о том, что они сами себя обеспечивают. Доктрина продовольственной безопасности у них решена.

– На какой стадии процесс у нас?

– Есть два направления движения. Первое – стратегическое. Конечно, нужны законы. Возможно законы о рынках государственного значения. Это нужно разрабатывать и в конечном итоге мы к этому придем. Но это процесс в какой-то степени длительный. Мы прекрасно понимаем, как у нас принимаются законы. Поэтому мы говорим, что есть стратегия, которой мы идем, общаемся на федеральном уровне с органами федеральной власти, с министерствами. Причем это не только Минсельхоз, ведьвопросы связанны со многими министерствами и ведомствами, которые занимаются этим параллельно. Это Минэкономразвития, Минфин, Минпромторг и так далее. Также мы работаем по этим вопросам с законодательными органами, с нашими депутатами, чтобы были правильные законы, регламентирующие деятельность таких отпово-логистических комплексов.

Второй путь, это как раз то, чем мы сейчас и занимаемся непосредственно на практике. Уже сами регионы активно просыпаются и начинают работу в этом направлении. Идет процесс, который происходит на региональном уровне. Фактически, это калька. Может быть, у них нет федеральной составляющей, но процесс этот уже необратим. На петербургском форуме был подписан меморандум о создании в Ленинградской области такого комплекса, такой же процесс идет в Татарстане. В рамках существующего законодательства мы можем делать какие-то шаги по созданию этих комплексов. Они могут быть пилотными проектами, которые гармонизировано войдут в общую концепцию, обозначенную в рамках стратегического влияния. По этим двум направлениям мы как раз и двигаемся. Потому что просто ждать, когда будет закон – процесс долгий, который может и вовсе никогда не случиться.

Рекомендуем прочитать:  Когда красная рыба вернется на российские прилавки?

свинина в тушах

– Что будет из себя представлять оптово-логистический комплекс в Санкт-Петербурге?

– Если говорить конкретно по нашему комплексу, это комплекс на 407 га земли. Помимо того, что там существует чисто оптовая торговля, там необходимы еще и другие кластеры: производственный, перерабатывающий, транспортно-логистический и офисный и жилой. Потому что мы понимаем, что даже при хорошем народонаселении в ближайшем городе, всех необходимых специалистов мы здесь не найдем. Специалистов необходимо сюда привлекать. Это не черкизоны, не система, которая сейчас работает на большинстве наших рынков с миграцией и прочими проблемами. Нужно строить изначально правильно. Это полный комплекс, который замкнут. Это город в городе с улицами, фабриками, заводами.

Мы просчитывали стоимость подобного проекта по Санкт-Петербургу и оценили его в районе 40 млрд рублей. Это средняя стоимость. Может быть, средств понадобится больше, может – меньше. Все зависит от того, будете ли вы сторить холодильники, к примеру или создадите вместо этого больше торговых площадок.

Но нужно сказать отдельно, что даже если это будут использованы бюджетные средства, все работает на рыночной основе. То есть, это возвратные деньги. Окупаемость здесь 12 лет. Но тут-то и важна роль государства. Оно не дает возможности задирать цены.  Стоит какая-то площадка 90 евро за 1 м2 в год, они его держат на этом уровне, а в соседнем частном павильоне может быть  стоимость уже 250 евро. Важно создать условия для производителей, чтобы они не вышли на улицу, не разорились и не умерли с голоду.

О конференции, посвященной созданию в регионах оптово-логистических центров для сельхозпроизводителей, можно прочитать здесь

©

https://www.agroxxi.ru/rss/content/161/feed.rss

Продовольственная безопасность и оптово-логистические центры

Добавить комментарий