Общее описание вида

Баран и овца


01.07.2019


| Комментариев нет


Содержание

  • Повышение оригинальности
  • Общее описание вида
  • Образ жизни, поведение и размножение
  • Дикие бараны
  • Домашние овцы
    • Кормление
  • Преимущества разведения

Повышение оригинальности

ВВЕДЕНИЕ.

Овцеводством в нашей стране занимаются давно. Главная продукция, которую дают овцы многих пород – шерсть. Обладая ценными технологическими свойствами, натуральная шерсть служит идеальным сырьем для выработки различных видов одежды, технических тканей, ковров, валяной обуви и фетровых изделий. И в современных условиях, когда химическая промышленность непрерывно увеличивает производство искусственных и синтетических волокон, потребность в овечьей шерсти не уменьшается. Объясняется это тем, что товары, изготовленные из шерсти, отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошей гигроскопичностью и другими качествами, которыми не обладают другие натуральные, а также искусственные волокна. Кроме того, тканям и товарам, выработанным из смеси натуральных и искусственных волокон, присуще качества обоих исходных волокон. Поэтому дальнейшее увеличение производства искусственных и синтетических волокон не только не уменьшается, а, наоборот, увеличивает потребность легкой промышленности в овечьей шерсти.

Овцеводство является основным источником сырья для меховой и шубной промышленности. Шубные и меховые овчины, а также шкурки ягнят составляют более 88 % от общего объема перерабатываемого сырья (по площади ), в том числе: меховая овчина – более 54% , шубная – 32% , каракуль и другие шкурки ягнят в возрасте не более одного месяца – около 3 %.

Очень высоко ценится как у нас в стране, так и за рубежом каракуль. Каракульские смушки, отличающиеся особым типом и свойством завитков, красотой рисунка, шелковистостью волосяного покрова, используют для пошива женских пальто, шапок, воротников и других изделий.

Овцеводство имеет важное значение в экономике сельского хозяйства. Во многих колхозах и совхозах доходы от реализации шерсти, мяса овец, каракуля и другой продукции составляют большую долю в общих доходах, получаемых от животноводства, а в засушливых, полупустынных и пустынных зонах, где овцеводство является ведущей отраслью, оно определяет всю экономику хозяйств.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДА.

Русская длинношерстная порода утверждена в 1978 году. Создана она в колхозах и совхозах Воронежской и Калининской областей сложным воспроизводительным скрещиванием грубошерстных овец (Михновская, кучугуровская и северная короткохвостая породы) с баранами английской породы линкольн. Сначала полукровных животных этих пород покрывали чистопородными линкольнами, а помесей ІІ поколения, отвечающих требованиям желательного типа, разводили в » себе «. Животных І и лишь частично ІІ поколения, мало отличающихся от исходных материнских пород, покрывали линкольнами или лучшими баранами ІІ поколения. Авторами породы являются Ф.А. Грехов, И.И. Бобкин, М.С. Петров и др.

Овцы русской длинношерстной породы крупные, характеризуются хорошо развитым, но негрубым костяком, правильными формами телосложения и хорошо выраженной мясной и шерстной продуктивностью. Туловище животных несколько растянутое, грудь глубокая и широкая, спина и поясница ровные, широкие, крестец хорошо развит, несколько приспущен, ляжки хорошо выполнены. Конечности крепкие, широко поставленные. Бараны и матки комолые. Животные крепкой конституции, выносливы и хорошо приспособлены к кормовым и климатическим условиям зоны разведения. Бараны весят 95-105 кг, лучшие – 140 – 150, матки – 60-65, лучшие – 90- 100 кг. Убойный выход 48 – 52% . Молодняк отличается хорошей скороспелостью. Мясо волокнистое, с умеренным отложением жира в мышцах, высокими вкусовыми качествами. При хорошем кормлении маток в подсосный период живая масса баранчиков в 4-месячном возрасте достигает 33 — 35 кг, ярочек –28 – 32 кг. Плодовитость овец высокая : от 100 маток получают 120 – 140 ягнят.

Русские длинношерстные овцы отличаются высокой шерстной продуктивностью. Настриг шерсти с баранов 6 – 6,5 кг, с маток – 3,5 – 4,8 кг. Шерсть белого цвета, однородная, уравненная по длине и толщине волокон в косице и по руну, с люстровым блеском. По комплексу технологических свойств она близка к шерсти овец линкольнской породы. Руно косичного строения, косицы с волнистой извитостью. Длина шерсти у баранов 18 – 22 см, у маток – 15 – 18 см. Густота шерсти относительно хорошая : на 1 см площади кожи насчитывается 1200 – 1800 волокон. Толщина шерсти преимущественно 46- го качества с колебанием в пределах от 48- го до 44- го качества. Руна в массе двухсортные. Выход мытой шерсти 60 — 65% . Животные устойчиво передают потомству свои ценные породные свойства. Баранов русской длинношерстной породы используют для создания кроссбредного мясо – шерстного овцеводства в Северо – Кавказском, Центрально – Черноземном и других районах.

Лучшие племенные стада овец русской длинношерстной породы находятся в племсовхозе » Колыбельский «, колхозах » Дивногорск «, » Высокий «, » Россия «, Воронежской области, колхоз им. В.И. Ленина Калининской области.

2. СТРУКТУРА И ОБОРОТ СТАДА.

Структура стада – соотношение половых и возрастных групп овец, имеющихся в хозяйстве на начало каждого года. Структура стада служит одним из важнейших показателей интенсивности отрасли. Увеличение численности овец и выход продукции находятся в прямой связи с количеством маток в стаде и использованием их для получения ягнят. Матки – основная воспроизводящая часть стада, и чем больше их в хозяйстве, тем быстрее происходит рост поголовья, а при выращивании молодняка для убоя на мясо увеличивается его производство.

Количество животных различных групп в стаде, в частности маток, устанавливают в зависимости от направления овцеводства и специализации хозяйства. При одном и том же направлении продуктивности и в одних и тех же природных и экономических условиях структура племенного стада будет отличаться от структуры пользовательного стада.

В племенных стадах при разведении овец всех пород структура стада обуславливается тем, в каком возрасте реализуют животных. Если баранчиков и ярок продают на племя в возрасте 14 – 16 месяцев, то доля маток в стаде может быть в пределах 50 – 55%, а при реализации племенного молодняка в 6 – 8 месячном возрасте она составит 60 – 65 % и более. На товарных фермах доля маток в стаде должна быть более высокой. При разведении скороспелых мясо – шерстных, мясо – сальных, шубных и каракульских овец на зиму целесообразно оставлять в стаде не менее 70 – 75% маток, 20 – 25 – ярок и не более 1 – 2 % баранов – производителей и пробников.

Структура стада определяется задачами, стоящими перед хозяйствами, что обеспечивает получение возможно большего количества продукции при наименьших затратах на ее производство. Но численность маток в стаде не может быть строго постоянной. В зависимости от роста поголовья, обеспеченности кормами и других факторов число маток в стаде в отдельные годы может повышаться или понижаться.

Нагрузка на каждого барана – производителя не менее 50 овцематок. Баранов резервных и пробников в 2 раза меньше чем баранов – производителей. Выход ягнят на 100 овцематок составляет примерно для романовской породы овец 280% , а для других около 85%.

3. ПРОИЗВОДСТВО ШЕРСТИ И БАРАНИНЫ.

Овцеводство – самая универсальная по продуктивности отрасль животноводства. Она дает шерсть, мясо, сало, овчины, смушки, молоко.

3.1. Шерсть и ее свойства.

Шерсть – это волосяной покров животных, обладающий прядильной способностью, или свойлачиваемостью. Шерсть овец используют для изготовления товаров народного потребления (одежды, обуви, одеял, ковров и др.) и промышленных материалов ( технического сукна, войлока, фетра ).

По морфологическому строению шерстные волокна разделяют на покровный волос и подшерсток. К покровному волосу относят ость, кроющий и переходный волос, к подшерстку – пуховые волокна. Покровный волос состоит из чешуйчатого, коркового и сердцевинного слоев, подшерсток – из чешуйчатого и коркового.

Шерсти по свойствам подразделяется на две группы. Это физико–механические свойства шерсти, и технические свойства шерсти.

Физико–механические свойства шерсти.

Извитость – это способность шерсти образовывать завитки. Различают степень и форму извитости. Форма извитости определяется по соотношению высоты дуги завитка и длинны основания. Различают следующие формы:

1. гладкая – высота дуги незаметна по сравнению с длиной основания.

2.растянутая (волнистая)–высота дуги чуть заметнее, чем у гладкой.

3. плоская – высота дуги меньше половины длины основания дуги.

4. нормальная – когда высота дуги равна половине длины основания.

5. сжатая извитость – высота дуги больше длины основания.

6. высокая – высота дуги заметнее больше длины основания.

7. петлистая – высота дуги значительно увеличивается за счет уменьшения длины основания дуги. Шерсть с такой извитостью имеет меньшую длину.

Степень извитости – это число извитков на 1 см длины волокна.

У тонкой шерсти от 7 до 12 извитков на 1 см.

Полутонкая от 5 и ниже на 1 см.

Остевого волос 1 и ниже на 1 см.

Мертвый волос 1 извиток на 2 – 3 см.

Длина шерсти. Различают истинную и естественную длину шерсти.

Естественная длина – длина шерсти с сохранением извитости. Измеряют с точностью до 0,5 см. Если косица, то отдельно измеряют длину остевого яруса и длину пухового и записывают в виде дроби.

Истинная длина – длина волокна в распрямленном от извитости, но не растянутом состоянии.

Прочность шерсти – способность волокна не разрываться при растяжении.

Упругость шерсти – это способность волокна восстанавливать свое естественное состояние при прекращении механических воздействий

Эластичность – это скорость с которой шерсть восстанавливает свое естественное состояние после прекращения механического воздействия.

Растянутость – это способность шерсти удлинятся под действием разрывающих усилий. Растянутость измеряется разницей между истинной длиной и длиной волокна в момент разрыва выраженная в % к истинной длине волокна.

Гигроскопичность – это способность шерсти впитывать влагу. У мытой однородной – 17% влажности, мытой неоднородной – 15% влажности.

Цвет – в технической промышленности ценится белый цвет.

Блеск – определяется формой и взаиморасположением чешуек, а так же степенью развития сердцевины. Самый сильный люстровый блеск имеет шерсть овец русской длинношерстной породы. Полулюстровый – куйбышевская порода. Серебристый – тонкая и полутонкая шерсть. Матовый – грубошерстных овец.

Мягкость – определяется толщиной и соотношением пуховых и остевых волокон.

Технические свойства шерсти.

Прядильная способность – способность шерсти образовывать разнообразную пряжу, нить. Она зависит от тонины, длины, упругости, эластичности и степени развития чешуйчатого слоя. Чем лучше характеристика этих свойств, тем сильнее выражена прядильная способности.

Свойлачиваемость – способность шерстяных волокон сближаться друг с другом и перепутываться. Благодаря этому шерстяное изделие уменьшается в толщину.

Валкоспособность – способность шерсти под влиянием влаги, тепла, химических реагентов, давления образовать плотную массу. Она зависит от тонины, длины волокна. Чем тоньше, чем короче тем лучше шерсть валяется. Существует предел для коротких волокон, самая лучшая длина 40 – 55 мм ниже 10 мм изделия непрочные.

Уровненность – это однородность шерсти как по толщине, так и в длине шпателя, в целом руне. Руно считается уровненным если его разрывают на 2 – 3 сорта для образования одинаковых партий по толщине и длине волокон. Если на 4 – 5 сортов, то не уровненным. Совершенно уровненное руна не бывает, так как кожа на теле овцы разной толщины. На спине кожа толстая шерсть грубая. На брюхе кожа тонкая шерсть тонкая, на боках кожа средняя шерсть более уровненная. Для определения уровненности руна сравнивают шерсть на боку и ляжках, если она одного качества, или в пределах одинаковой толщины, то руно считается уровненным. Если разница составляет 2 – 3 качества, то неуровненным.

3.2. Виды шерсти по степени однородности.

По степени однородности овечья шерсть делится на тонкую, полутонкую, грубую и полугрубую.

Тонкая шерсть – состоит только из пуха, по техническим свойствам превосходит остальные группы шерсти. Получают от чистопородных тонкорунных овец, а также от высококровных помесей грубошерстных овец с тонкорунными.

Полутонкая шерсть – состоит из грубого пуха или переходного волокна, или смеси грубого пуха и переходных волокон не различимых по диаметру и по длине. Получают от чистопородных полутонкорунных овец, а также от помесей грубошерстных маток с тонкорунными или полутонкорунными баранами. К ней относится и кросбредная шерсть, которая отличается большей длиной, сильным блеском, хорошей извитостью. Получают от помесей тонкорунных маток с баранами английских мясо – шерстных пород. А также от овец северо – кавказкой, корредель, тяньшанская пород.

Эти два вид шерсти бывают только однородными, а полугрубая, грубая как однородной, так и неоднородной.

Однородная полугрубая шерсть – состоит из пуха, переходного волокна и остей. Трудно различимых по диаметру и длине. Тонина 48 – 44 качества.

Однородная грубая шерсть – из тех же волокон, но отличается от предъидущей по толщине от 40 и ниже качества.

Неоднородная полугрубая шерсть – состоит из всех типов волокон, различающихся по диаметру и длине. Но в отличии от неоднородной грубой содержит мало мертвого волоса, ость более тонкая больше пуха и жиропота.

3.3. Группы шерсти по времени стрижки.

Различают поярковую, осеннюю и весеннюю стрижку овец. Овец с неоднородной шерстью стригут два раза осенью и весной, с однородной 1 раз весной, овец романовской породы стригут 3 раза в год ( март, июнь, октябрь).

Поярковая шерсть – получают с ягнят в 5 – 7 месячного возраста. Она мягкая, шелковистая, руно не образует, мало жиропота, более тонкое, мало загрязнено. Используется в воляльно–войлочном производстве.

Весенняя – содержит много пуха, жиропота, снимается целым пластом, образует руно. Мало остевых волокон, обладает высокой прядильной способностью.

Осенняя шерсть – имеет мало пуха, больше ости, мало жиропота. Руно не образует, используется в воляльно – войлочном производстве.

3.4. Руно и его элементы.

Руном называется шерстный покров на овце и состриженная пластом шерсть, не распадающаяся на куски. Шерсть тонкорунных, полутонкорунных и весенняя шерсть полугрубошерстных и грубошерстных овец относится к рунной.

При стрижке овец требуется, чтобы шерсть состригалась пластом, разрывы руна считаются серьезным браком. Всякое руно, как определенная совокупность шерсти, состоит из элементов, на которые оно естественно разделяется, но не распадается. Штапель и косица — естественная совокупность групп шерстинок, образующихся в силу присущего овечьей шерсти группового расположения волокон в коже, наличия извитости и жиропота, который как бы склеивает их, но не позволяет им перепутаться и свойлачиваться. И штапель, и косица путем физического воздействия могут быть разделены на более мелкие группки — штапельки и косички.

Руно может быть штапельное (закрытое, сомкнутое) и косичное (открытое). У тонкорунных и короткошерстных полутонкорунных овец руно штапельное; у грубошерстных, полугрубошерстных и длинношерстных полутонкорунных пород руно косичное.

При закрытом руне сор и пыль не проникают внутрь руна, оседают на его поверхности и не повреждают шерстные волокна, при открытом, наоборот, в результате проникновения пыли в руно ухудшается крепость шерсти.

Форма штапелей и косиц имеет значение при оценке шерстных качеств овец. Различают наружные и внутренние штапели. У тонкорунных овец наружный штапель имеет следующие формы: мелкоквадратную — овцы с очень тонкий, густой, но короткой шерсти, закругленную квадратную – овцы с густой, средней длины шерсти; дощатую – овцы с редкой шерстью.

Внутренний штапель виден, если шерсть развернуть до кожи. Форму внутреннего штапеля определяют на боку, возле заднего угла лопатки, раскрыв руно по вертикали пли горизонтали. Внутренний штапель имеет три формы: цилиндрическую, коническую и воронкообразную. Цилиндрический штапель характеризуется тем, что его ширина у основания и вверху одинакова, группа шерстинок образует как бы правильный цилиндр. Это наиболее желательная форма штапеля, так как она присуща густой, уравненной по длине и тонине шерсти, с нормальной извитостью волокон и оптимальным содержанием жиропота. Конусовидный штапель по форме напоминает усеченный конус. Такой штапель нежелателен, он свидетельствует о редкой шерсти, неуравненности волокон по тонине и длине, избытке жиропот. Воронковидный штапель отличается очень узким основанием и значительным расширением в своей верхней части.

Рекомендуем прочитать:  Многообразие вида

Строение косиц имеет практическое значение при оценке руна полугрубошерстных и грубошерстных овец. Если руно содержит много пуха, то оно разделяется на косицы, сами же косицы распадаются только в верхней части. Если в руне примерно одинаковое соотношение между остью и пухом, косицы распадаются на 2/3 по высоте (длине). При большом количестве ости косицы распадаются до самой кожи. Таким образом, по строению косиц можно дать определенную технологическую характеристику руна полугрубошерстных овец. При классировке полугрубой и грубой шерсти, которая основывается на соотношении пуха и ости, к I классу относят шерсть, содержащую много пуха и, следовательно, почти не распадающуюся на косицы, а ко II и III классу — шерсть со значительно разделяющимися косицами. При оценке руна на овце осматривают холку, спину, лопатку, бока, а также ляжки и брюхо.

3.5. Стрижка овец.

Сроки стрижки. По времени стрижки можно выделить поярковую, осеннюю и весеннюю шерсть.

Поярковая шерсть – получают с ягнят в 5 – 7 месячного возраста. Она мягкая, шелковистая, руна не образует, мало жиропота, руно более тонкое, мало загрязнений. Используется в воляльно – войлочном производстве.

Весенняя – содержит много пуза, жиропота, снимается целым пластом, образует руно. Мало остевых волокон, обладает повышенной прядильной способностью.

Осенняя шерсть – мало пуха, больше ости, мало жиропота. Руно не образует. Используется в воляльно – войлочном производстве.

Сроки стрижки.

Взрослых овец тонкорунных и полутонкорунных пород стригут один раз в год — весной. Молодняк таких овец весеннего ягнения стригут весной следующего года, а зимнего ягнения (январь — март) можно стричь в год его рождения, примерно в июле-августе. Однако стрижка тонкорунного молодняка допускается только в том случае, если длина шерсти на основных частях туловища (бок, спина, лопатка) не менее 4 см, у полутонкорунного молодняка — не менее 5 см. В этом случае состригаемая с молодняка тонкая шерсть будет не менее 3 см, полутонкая — 3,5 см, т.е. будет отвечать требованиям стандарта на поярковую шерсть.

Сроки весенней стрижки устанавливаются в каждом хозяйстве в зависимости от погодных условий, состояния овец и их шерстного покрова. В южных районах страны эту работу начинают во второй половине апреля, а в средней полосе, северных и восточных районах — во второй половине мая. Ранней весной, когда овцы только что вышли из зимовки, шерсть бывает сравнительно сухой и жесткой, что является следствием недостатка жиропота в руне. Такая шерсть очень плохо состригается, стригалям приходится делать большие усилия. После того как в руне накопится достаточное количество жиропота, шерсть становится мягкой, эластичной, хорошо состригается и лучше сохраняется целостность руна.

Грубошерстные и полугрубошерстные овцы подвержены естественной линьке, которая происходит обычно весной. В это время шерсть подруливается, т. е. связь руна с кожей овцы ослабевает. До подрунивания стрижка грубошерстных и полугрубошерстных овец очень трудоемка и шерсть состригается неровно; после того как она «подошла», процесс стрижки значительно облегчается и руно хорошо снимается. Молодняк с грубой и полугрубой шерстью (поярок) стригут в 4—5-месячном возрасте. Оттягивать сроки стрижки нельзя. Запаздывание со стрижкой приводит к потере шерсти, особенно у объягнившихся маток.

Подготовка помещения и хозяйственного инвентаря.

Успешно стрижка овец может быть проведена при условии своевременной подготовки помещения, стригального агрегата и необходимого инвентаря. Количество стригальных пунктов в колхозах и совхозах определяется размером стада, территориальным расположением земельных массивов, на которых содержат овец и ветеринарно-санитарным состоянием поголовья. При современной обеспеченности электростригальными агрегатами во многих хозяйствах, имеющих до 25—30 тыс. голов и более, стрижку проводят на одном укрупненном пункте, где размешен стригальный агрегат на 24, 36, 38 машинок и более. В тех хозяйствах, где нет специальных помещений для механический стрижки овец, используют овчарни, сараи, гаражи и т. д.

Помещение для стрижки овец должно быть достаточно просторным, чтобы у каждого стригаля было свое рабочее место и, кроме того, можно было поставить стол для классировки шерсти, пресс и весы. При этом важно неостриженных овец держать вблизи от стригалей, чтобы облегчить подачу их к рабочему месту. Помещение должно быть светлым, так как электрический свет утомляет рабочих и снижает производительность труда. Сквозняки недопустимы, но надо следить за работой вентиляции и обеспечением притока свежего воздуха, так как из испражнений овец выделяется большое количество аммиака и других вредных газов, что создает очень тяжелые условия для работы.

Помещение, в котором будет проходить стрижка, не позднее чем за 10 дней до начала работы ремонтируют, очищают и дезинфицируют. Кровля не должна пропускать воду, а пол следует вымостить досками или хорошо утрамбовать и просушить. Вблизи пункта стрижки должно находиться помещение, в котором можно укрыть неостриженных овец от дождя и сделать им соответствующую выдержку перед стрижкой. Здесь же содержат маленьких ягнят, когда их матерей стригут.

Пункт стрижки обеспечивают соответствующим инвентарем и материалами. Если в помещении нет деревянного пола, то из досок устраивают сплошные настилы из расчета 1,7—2 м длины и 1,2—1,4 м ширины на одного стригаля. Стрижка на деревянном полу или настиле предохраняет шерсть от загрязнения. Доски пола или настила должны иметь гладкую поверхность, чтобы шерсть не цеплялась. Столы для классировки рун устанавливают по числу классировщиков. Длина их 2,5 м, ширина 1,5 м и высота 0,7—0,8 м. Поверхностью стола служит металлическая сетка (диаметр ячеек 2×2 см), вделанная в деревянную раму. Металлическую сетку можно заменить решеткой из деревянных реек.

Потребность в таре определяют с учетом количества, вида и способа упаковки шерсти (шерсть прессуется или набивается в кипы руками). При прессовании шерсти упаковочного материала расходуется в 2 раза меньше. Рабочих обеспечивают веревкой для подвешивания кип при ручной упаковке шерсти, шпагатом для зашивки кип, ножницами, точилами, краской (разведенная), трафаретами и набором цифр для маркировки кип. На пункте должны быть плетеные корзины для низших сортов шерсти; фартуки, халаты или комбинезоны для стригалей и других рабочих, занятых на стрижке; баки и кружки для кипяченой питьевой воды, умывальники, тазы, мыло, полотенца; переносные щиты (3—4-метровые) для устройства базков и соответствующее количество кольев; лопаты, метлы, веники и прочий мелкий инвентарь, а также противопожарные средства (бочки с водой, ящики с песком, багры, топоры, недра и пр.) и аптечка.

Подготовка овец к стрижке.

Производительность труда стригален зависит в первую очередь от их квалификации, но при этом большое значение имеет и состояние обрабатываемых овец. У хорошо упитанных животных более ровная поверхность туловища и плотная кожа. При достаточном количестве жиропота руно бывает более плотным и связанным, во время стрижки лучше сохраняется его целостность. Машинка при работе на таких овцах продвигается сравнительно легко и хорошо срезает шерсть. Овцы низкой упитанности имеют неровную поверхность тела и рыхлую, плохо облегающую туловище кожу. У таких овец ну руне обычно бывает очень мало жиропота, в результате чего шерсть становится сухой и жесткой, а руно рыхлым. Шерсть с таких овец состригается с большим трудом, гребенка продвигается плохо, допускаются частые порезы кожи, и невозможно сохранить целостность руна — оно рассыпается на небольшие куски.

Хорошее кормление овец весной не только облегчает стрижку, но и способствует более интенсивному росту шерсти и повышению ее качества, Производительность труда стригалей и качество стрижку во многом зависят от состояния шерстного покрова. Незагрязненная и незасоренная шерсть состригается ровно, близко к коже, тогда как при стрижке овен, руно у которых засорено пылью и песком, очень быстро тупятся гребенки и ножи, требуется частая замена их, что снижает выработку стригалей. Затрудняет работу и засорение шерсти различными растительными примесями — крымским репьем, дурнишником и др. Колющие части этих сорняков царапают руки стригалей и классировщиков шерсти и задерживают их работу. Поэтому предохранение шерсти на овцах от загрязнения и засорении должно быть постоянном обязанностью чабанов в течение всего года.

Уход за стрижеными овцами.

В первые дни после стрижки овцы очень чувствительны к внешним условиям и особенно к изменению температуры. В северных районах бывают случаи, когда остриженные овцы, находясь на пастбище вдалеке от помещений, попадают под холодный дождь и заболевают. Поэтому первые 10 – 15 дней после стрижки нельзя угонять отары на отдаленные пастбища, чтобы на случай непогоды их можно было бы укрыть в помещении.

3.6. Отличительные свойства баранины.

У овец всех пород до 75% питательных веществ идет на образование мышечной ткани, жира, костей, т.е. мясной продукции, и только 25 % на образование шерсти.

Баранина – ценный продукт питания. По содержанию белка, незаменимых ценных аминокислот, витаминов и минеральных веществ она не уступает говядине, а по калорийности даже выше нее.

В бараньем жире содержание холестерина в несколько раз меньше, чем в говяжьем и свином, и, возможно, этим объясняется сравнительно малое распространение атеросклероза у народов, употребляющих в пищу в основном баранину. В ней не обнаружено присутствия глистов или их личинок, овца не поражается туберкулезом. Баранине свойствен специфический запах, который зависит от содержания гирсиновой кислоты. Ягнятина и мясо скороспелых полутонкорунных овец ряда закавказских пород этого неприятного запаха не имеют. Себестоимость баранины невысокая, так как откорм овец проводится на дешевых сочных и грубых кормах, а технология откорма животных этого вида самая простая.

От овец, кроме мяса, можно получить много сала. Курдючные и жирнохвостые овцы при хорошем кормлении способны быстро откладывать на крестце (в курдюке) или хвосте большое количество жира. Бараний жир отличатся тугоплавкостью, высокой питательностью, его можно длительное время хранить, он имеет пищевое, медицинское и технологическое значение.

Хорошую баранину и много сала получают от овец курдючных пород (гиссарская, сараджинская, эдильбаевская, джайдара), которые даже в условиях полупустынных пастбищ способны быстро нагуливаться и давать дешевую но себестоимости баранину. Ценным источником получения баранины служат овцы всех грубошерстных пород зоны Нечерноземья, где разводят северных короткохвостых и романовских овец, отличающихся скороспелостью, очень высокой плодовитостью и способностью дважды ягниться в течение года. От одной овцы романовской породы путем откорма ее ягнят можно получить за год до 200 кг баранины.

Тонкорунные овцы шерстного типа, имея плотную или крепкую конституцию, не отличаются особо высокой мясностью. Но шерстно-мясные и мясо-шерстные мериносы характеризуются хорошими показателями мясной продуктивности. Таким образом, советское тонкорунное овцеводство — большой резерв увеличения производства баранины.

Овца. Баран. Овен. В разных мифопоэтических системах символические значения Овена отличаются большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание.

В биологическом виде, представленном Овца, с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской — женский и принадлежащий к родителям — принадлежащий к детям (соответственно — овца и баран, но ягнёнок или агнец, т. е. барашек). В целом образы Овцы и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчёркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу). Так, в образе Овцы чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран — дурень) и бестолковости барана. Забитость Овцы, её открытость обидам и вражеским нападениям — один из распространённых мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в обширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою: волк съест»; «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах Овцы основана её роль в ритуале. Именно Овца чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. п. и наоборот, жертвоприношение чёрной Овцы — божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к чёрной овце (чёрной Овцы нередко называют плохого человека; ср. «заблудшая Овца» — о грешнике).

Однако характерно противопоставление Овцы как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца — человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в Овцу, об овце-оборотне и т. п.; однако известны случаи, когда Овца превращаются в неодушевлённые предметы (напр., в грузинской сказке пастух и Овца обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье). Образ Овцы часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества Овцы. Есть сказки, в которых Овца доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трёх этих животных), в других подчёркивается недостаточная престижность Овцы в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к Овце, нередко обыгрываются «низкие» темы — овечий горох, блеяние и т. п. Вместе с тем Овца выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему «божий агнец»); Овца как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион); Овца как страж юго-западного и западного направления (там же); Овца как животное тотемного типа (ср. почитание Овца у самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских народов); Овца как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» Х 26, 6, Пушан ткёт Овце одежды и чистит её), и т. п. Зато ритуальная роль Овцы бесспорна; так, образ Овцы у мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. п. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов Овцы в ритуале — её молока, жира, особенно шерсти (причём шерсть и некоторые другие продукты Овцы иногда фигурально называются а VI, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом елью. Белая овечья шерсть, как и сами Овцы, фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно — у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. н. «волчьи» люди; ср. образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется Овца в гаданиях (ср. способ гадания по лопатке Овцы), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов Овца выступает как животное — «онгон», приносящее счастье.

Велика в ритуале и роль БАРАНА. Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15— 16, 18; Лев. 8, 18, 20—22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу Амону.

Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определённый престижный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших иногда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов); в обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда Овца или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное. Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. Хнума из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана; в этом городе к статуе Осирисе в виде барана приходили женщины желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон. Определённые элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса. В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвящённых Афродите. Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу, спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Златорунный баран — стержневой образ мифологического цикла об аргонавтах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов — от др.-греч. «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни — баран), и человек (нередки случаи сказочного превращения в барана околдованного или заклятого героя; ср. обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: больному сознанию Передонова мерещится, что его друг — баран, чарами колдовства превращённый в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами ; большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана . У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном. Образ Овцы известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях — басня, аполог, фаблио и т.п. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория). В мифологизированном изобразительном искусстве Овца часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу Овцы; зато, в отличие от Овцы, он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7% всех изображений животных.

Баран или овен — величественная дpeвневосточная эмблема солнца огня, божественный символ жизненной энергии и пламенной страсти, силы и мужества, импульсивности, настойчивости. Негативный образ овцы резко контрастирует с возвышенно¬ позитивной символикой овна. Уже B дpeвности овца рассматривалась как неразумное, хотя и безобидное, создание, нуждающееся в постоянной защите, опеке и руководстве. Овца — символ духовной слепоты и беспомощности, аллегория стадной психологии толпы. С течением времени древняя солнечная эмблема овна столь сильно деградировала, что практически сравнялась по значению с овцой. В самом деле, в современной европейской символике овца служит олицетворением глупости и трусости, а баран — воплощением тупости и упрямства.

В мифологии овен — священное животное многих богов Древнего мира: египетских Амона и Осириса, йеменских Алмакаха и Талаба, индуистского Агни и римского Марса. Золотой баран, оставивший на память о себе драгоценное золотое руно — атрибут греческого бога Гepмeca.

Тибетская «Мать всех сабдагов», могущественная колдунья с восьмьюдесятью морщинами, разъезжает верхом на баране, а скандинавский громовержец Тор — на бараньей упряжке.

Сами боги не брезговали перевоплощаться в баранов. Так поступали: индуистский боr войны Bepeтparна, Хевиозо («Orромный Баран») у народа фон (Даrомея), Фыры Дзуар «Святой Баран») у осетин и др.

Бараний облик принимали в народном эпосе и великие герои древности: Александр Македонский, лахмидский царь Мунзир, зять Пророка — Али. Арабские поэты, воспевая их славные подвиги, рисовали обобщенный аллегорический образ дикого солнечного барана, поражающего вpaгoв смертоносными ударами poгов и копыт.

Примерить баранью шкуру были не прочь и некоторые философы. В древних китайских трактатах, посвященных легендарному основателю даосизма Лао-Цзы, упоминается о том, как он при посещении овечьего базара обернулся черным бараном.

Мифологическая символика овна разнообразна, но всегда позитивна. Oднорогий баран сечжай, ассистент первого китайского судьи rао-яо, выглядит воплощенным правосудием: если сам судья не мог решить, кто прав, а кто виноват, он обращался за помощью к своему мудрому барану. Прозорливый сечжай, неспешно обойдя всех подозреваемых, начинал бодать виновного, а невинного не трогал. Так вершился праведный бараний суд.

В ряде мифов овен символизирует защиту и убежище. Титанида Рея, мать главных олимпийских богов, спасая Посейдона от прожорливого Кроноса, взявшеrо за правило поедать собственных дeтей, спрятала сына среди пасущеrося стада. Одиссей и ero товарищи спаслись из пещеры Полифема, превратившуюся для них в смертельную ловушку, тоже только блаrодаря баранам. Зная о том, что ужасный циклоп по утрам выпускает свое стадо на пастбище, они спрятались под брюхом баранов, вцепившись руками в густую шерсть животных и обрели, таким образом, свободу. В бараньей шерсти трижды пряталась от недостойных и Аши, иранская богиня удачи.

Символом исключительности явились в гpеческих мифах златорунная овечка Атрея и золотой баран Гермеса. Благодаря последнему аргонавты испытали множество приключений и преодолели немыслимые препятствия. Поход античных гepoeв за золотым руном сопоставим по значимости со странствиями рыцарей Круглого стола, разыскивавших Святой Грааль, и с многовековыми исканиями алхимиков, пытавшихся получить мифический философский камень. Все их устремления, в сущности, означают одно: поиск высшего идеала, попытку решения сверхзадачи и достижения сверхцелu.

Причудливая народная фантазия способна породить и не такое диво, как златорунный барашек. В книге Томаса Брауна «Ходячие суеверия» (1646) приводится краткое описание забавного гибридного существа: «Превеликим чудом считается «баромец», это странное растение-животное, или растительный «татарский овен», которое с удовольствием пожирают волки; оно имеет форму овна, при надломе испускает кровавый сок и продолжает жить даже тогда, когда все растения вокруг нeгo погибают».

Что же овцы? В мифологии эти беспомощные создания имеют своих небесных покровителей. О них трогательно заботится шумерская «Матушка-Овца» Лахар, римский Палес, осетинский Фальвар, адыrейский Емыш, владеющий бесчисленными отарами волшебных овец и Т.д.

Оберегают овец и земные пастыри — последователи библейского Авеля. Они вceгда готовы защитить своих жалобно блеющих подопечных от любой опасности.

Яркий тому пример — пастух Aнтarop, в борьбе за овцу из вверенного ему стада одолевший самоrо Геракла. Помимо богов и людей у овец есть и природные покровители — бараны. Власть барана над отарой овец сродни власти вождя над толпой, недаром уже в Ветхом Завете под баранами подразумевались цари, а под овцами целые народы.

В древнеегипетской иконографии в виде барана (или человека с головой барана) изображались многие великие боги: создатель первых людей Хнум, бог солнца Амон, покровитель Гераклеополя Хери¬шеф, властитель 11-гo нома Верхнего Египта Меримутеф.

Особой символической мощью нaдeлены бараньи poгa. Спиралевидные poгa египетских боrов символизируют циклическое движение солнца через земной мир живых и загробное Царство Мертвых. У иудеев священный poг шофар — символ защиты, а библейский баран с четырьмя рогами — эмблема мудрости. В национальном орнаменте татар, калмыков, алтайцев, бурят и тувинцев узор в виде poгoв барана олицетворяет настойчивость и целеустремленность.

В религиозном искусстве народов Востока барану принадлежит самая почетная роль. На Кавказе, например, изображение барана заменяет эмблему дocтатка и богатства. Еще более важное значение придавалось этой эмблеме в Caсанидском искусстве Ирана, rде баран являлся воплощением фарна (божественной сущности), символизирующим вepховную власть, могущество и богатство.

В религии древних народов и баран, и овца выступают как угодные богам жертвенные животные, однако, совершая жертвоприношение, необходимо было учитывать вкусы привередливых богов.

Дело в том, что Аларды, злобный дух оспы у осетин, предпочитал полакомиться белым барашком, тогда как Нгаи, громовержцу масаев, баранину и на дух не переносил; ему подавай только овцу, и непременно черную. Труднее вceгo было прокормить пучеглазого китайского водяного Эрлана, уплетавшего за один присест сотни баранов и овец любой pacцветки. И упаси Бог не угодить божественным нурманам — тогда новый Потоп и оспа в придачу гарантированы.

Разорительные жертвоприношения — неотъемлемая часть культа всех языческих религий, существовавших на заре человечества. Повзрослев, цивилизация сделала выбор в пользу более дешевого и практичного монотеизма (единобожия). В христианстве, например, никакие жертвы не нужны — единственной искупительной жертвой за все грехи мира выступает сам Сын Божий.

В христианской символике есть место и овцам, и баранам, и пастырям. Овца здесь олицетворяет всю паству — неразумное разношерстное стадо, не способное и шагу ступить без мудрого руководителя. Смиренная и кроткая овечка, покорно следующая указанной церковью тропой спасения, ассоциируется с основной массой благонамеренных верующих; «заблудшая овца» с невольным грешником, «черная овца» с закоренелым грешником, а «паршивая овца» с неисправимым еретиком. Наставлять паству на путь истинный, а главным образом оберегать божьих овечек от происков волка рыщущего (дьявола), призваны духовные пастыри, поэтому белая шерстяная сутана митрополита и папы римского служит знаком пacтыря, несущего овцу на своих плечах. Охрану символической отары несут и многочисленные подпаски — клирики, и псы господни — доминиканцы. Но поскольку главным, природным вождем стада является все-таки баран, то в его шкуру нередко рядили самого Иисуса Христа.

Овен в астрологии — первый знак зодиакального Kpyгa, вступающий в силу в момент весеннего равноденствия, а посему он символизирует первопричину бытия, сакральный момент творения, начало природного цикла, весну и живительное солнечное тепло. Люди, рожденные в период его господства (21 марта — 19 апреля), просто-таки обречены стать лидерами, вождями, наставниками, чемпионами, первооткрывателями или первопроходцами. Овны отважны как львы, стремительны как молнии, воинственны, как дети Марса, их воля несокрушима, как скала, и все препятствия на пути к намеченной цели они способны смести как ypaгaн. Вместе с тем им присущи: баранье упрямство, непомерная гордыня, caмовлюбленность Нарцисса и грубость дикаря. По мнению астрологов, в политике эти люди руководствуются иезуитским девизом: «Цель оправдывает средства», а в любви хранят верность лишь собственным прихотям.

Особый раздел мантики, именуемый скапулимантией, использует в качестве главного инструмента предсказания cyдьбы баранью лопатку. Скапулимантия — один из древнейших видов гадания, практиковавшийся колдунами и шаманами многих народов мира. В английском Языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости». Нехитрый процесс гадания сводится к следующему. Вываренную и тщательно очищенную правую баранью лопатку дepжат над огнем до тех пор, пока кость не растрескается. Затем колдун приступает к изучению полученных результатов. За ocнову берется самая длинная продольная трещина, трактуемая как «линия жизни». Немаловажную роль играют в гадании и поперечные трещины: те из них, что лежат справа от основной линии, предвещают радостные и счастливые события в жизни человека; те, что слева, препятствия и дурные предзнаменования. Какие именно зависит только от фантазии колдуна. Хуже вceгo, если на лопатке обнаружится черное пятно, так как это явный знак смерти, и чем ближе такая «черная метка» расположена к «линии жизни», тем скорее могила распахнет вам свои жуткие объятия. Здоровый как бык розовощекий детина, отродясь не страдавший даже икотой, Получив такое пророчество, моr удивленно воскликнуть словами Вещего Олега:

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

После чего либо уверовать в предсказание и помереть со страху, либо, вежливо поблагодарив колдуна, пожелать старому черту, чтоб он треснул вместе со всеми своими глупыми костями.

В истории Англии XVI века произошло кое-что похуже: там всегда смирные и безобидные овечки вдруг показали волчий оскал. Англичане rоворили даже, что «овцы пожирают людей». Да что там простые англичане! Сам канцлер королевства, знаменитый Томас Мор (1478-1535) писал, обращаясь к лордам и новым дворянам:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и нeутолимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города».

Разумеется, приведенные слова не стоит понимать буквально, поскольку все это метафора. Дело в том, что разведение овец ради торговли шерстью сделалось в означенном веке исключительно выгодным занятием. Настолько выгодным, что родилась другая метафора: «Копыто овцы превращает песок в золото».

Но для выпаса овец требовались обширные пастбища, и тогда алчные феодалы начали захватывать общинные земли, сгоняя крестьян с их наделов и снося цeлые деревни, а лишенные средств к существованию люди, умирая от голода, проклинали ни в чем не повинных овец вмecте с их бессовестными владельцами.

Экспорт шерсти приносил знати такие баснословные барыши, что ее единогласно признали «наиболее драгоценным продуктом королевства». Именно тогда в Англии и появился национальный символ богатства мешок, доверху набитый овечьей шерстью. И по сей день этот мешок стоит в палате лордов, а на нем, словно на троне, восседает лорд-канцлер королевства.

В средневековой эмблематике необычайную популярность приобрел орден Золотoгo Руна, учрежденный в 1429 г. герцогом Бурryндии Филиппом Добрым. На знаке ордена был изображен подвешенный на цепи золотой барашек, а над ним — золотой кремень с алыми языками пламени и девизом на синей эмали: «Haгpaдa не уступает подвигy». Вскоре подобной эмблемой обзавелись и дрyгие eвропейские властители, превратившие ее в высший знак монаршей мощности, поэтому кавалерами ордена Золотого Руна становились лишь высокопоставленные особы. Нижняя часть орденскоrо знака в виде золотоrо барашка сохранилась во всех вариантах ордена, зато его верхняя часть везде выглядела по-своему. Так, австрийскую разновидность ордена отличала золотая пластина с изображением Ясона, поражающеrо дракона, а в испанском варианте верхнюю планку знака украшали пять крупных бразильских топазов. А вот во французском ордене «Трех Золотых Рун» коронованный императорский орел подцепил когтями целую связку из трех золотых барашков.

В наше время во многих странах Азии эмблема бараньей головы на тopгoвыx марках товаров является знаком высшего качества. И не только там. Красная баранья голова на эмблеме американской автомобильной марки «Додж» имеет, по видимому, аналогичное значение.

В геральдике эмблема овцы, барана или бараньей головы указывает на регионы развитого овцеводства. Белая овца включена в герб Фолклендских островов. Белый златороrий баран, мирно пасущийся в голубом поле, государственная эмблема Фарерских островов, попавшая oттyда и в датский герб. Голова барана изображена в гербе Евпатории. В родовых гербах русских дворян Барановых, Баранецких, Баранских и Барановских эмблема идущеro барана не имеет символического значения, т.е. является «говорящей».

В современном бытовом фольклоре отношение к нашим баранам и овцам резко негативное. Столь славный на Востоке овен у нас являет собой образец тупости «смотреть бараньими глазами», «…как баран на новые ворота»), тупого упрямства «прет, как баран») и полнейшей некомпетентности «…разбирается, как баран в апельсинах»). Овца же выглядит как воплощенная трусость и глупость. Робкому человеку в шутку советуют «позаимствовать у овцы храбрости», а про показного храбреца говорят, что он «молодец против овец, а против молодца — и сам овца». Блеяние овцы ассоциируется с глупейшим лепетом, с крайне неразумными речами. В коллективе самым вредным существом считается «паршивая овца», которая «…все стадо портит», хотя при желании даже из нее можно извлечь некоторую пользу «с паршивой овцы — хоть шерсти клок»). Особый смысл заключен в метафоре: «рядиться в овечью шкуру», т.е. скрывать агрессивные, враждебные намерения под личиной скромности и миролюбия. (myfhology.info)

Рекомендуем прочитать:  Что делать, если вздулась крышка на банке с солеными огурцами

Общее описание вида

Слово «баран» пришло в русский язык из греческого, где «bario» означает «мелкий скот». Дикие и домашние бараны во многом похожи между собой. Внешний вид может отличаться в зависимости от вида и породы, но у животных много общих черт и схожие биологические особенности:

  • длина корпуса — 1,4-1,8 м;
  • масса — от 25 кг до 220 кг;
  • рост — 65-125 см;
  • голова с удлиненной и немного заостренной мордой, нередко горбоносая, полностью покрыта шерстью;
  • губы тоненькие и очень подвижные;
  • лоб украшают длинные закрученные рога, у самцов они массивнее, чем у самок, некоторые домашние породы бывают безрогими;
  • глаза расположены по бокам головы, зрачки прямоугольные, угол зрения у этого вида 270-320°, животные могут видеть происходящее за спиной, не поворачивая головы, бинокулярное зрение развито слабо;
  • неплохо развито обоняние, которое самцы используют для распознавания самок во время течки, а овцы — для узнавания новорожденных ягнят;
  • слух отличный, позволяет на большом расстоянии слышать друг друга и приближение врагов;
  • в пасти домашних баранов насчитывается 32 зуба, у диких количество зубов может меняться;
  • вкус развит хорошо, животное выбирает и ест сладкое и кислое растение, игнорирует горькое;
  • корпус цилиндрический, покрыт густой шерстью;
  • ноги ровные и высокие, приспособлены к хождению по равнинам и горам;
  • хвост длиной 7-15 см, у домашних овечек короче;
  • шерсть кудрявая и длинная (5-20 см), состоит из остевого волоса и подшерстка, у тонкорунных пород есть только подшерсток, у самцов на шее может быть пышный воротник;
  • окрас шерсти от белого до черного с разными оттенками серого и коричневого цветов.

Овцам свойственен выраженный половой диморфизм. Самцы (бараны) гораздо крупнее самок (овечек). Рога у мужских особей большие, могут достигать почти 2 м в длину и на фото выглядят очень внушительно. У самочек рога не такие длинные и толстые, у некоторых домашних пород их нет вообще.

Рекомендуем прочитать:  Медведь губач. Образ жизни и среда обитания медведя губача. Статья подробно расскажет о медведе губаче, его особенностях и образе жизни

Образ жизни, поведение и размножение

Живут бараны группами, стадо овец может насчитывать от 10 до нескольких сотен особей. Если овечку изолировать, она испытывает стресс, нередко болеет и быстро умирает. Вожаком в стаде является самый крупный баран, иерархия строгая, определяется размером рогов.

Питаются описываемые животные разными видами трав, кустарников, листьями деревьев, ягодами, зимой могут есть мох, лишайники. Овцы неприхотливы в еде, дикие разновидности способны выживать высоко в горах, в пустынях, где кормовая база скудная. Особи активны в утреннее и вечернее время, иногда ночью, а днем отдыхают в тени.

Бараны живут группами и питаются травами

Помогает общаться овцам сложная система сигналов. Звуки включают блеянье, фырканье, хрюканье, иногда животные даже скрипят. Самец овцы в период размножения издает громкие трубные звуки. Самки во время родов могут хрюкать. Блеяние является основным сигналом общения, в первую очередь между детенышами и родителями. Также с помощью блеянья животные зовут друг друга в стаде.

Половая зрелость овечек и барашков наступает в 1,5-3 года, у диких видов позже, чем у домашних. Период размножения в южных регионах начинается в конце июля, на севере — в октябре или ноябре. Бараны устраивают между собой бои за самку, чтобы она поняла, кто из них самый достойный. Спариваются только самые сильные представители. В этот период самцы бывают очень опасны.

Беременность длится 5 месяцев. Самка дикого барана рожает 1-2 ягнят, одомашненного — 2-3, в отдельных случаях и больше. Детеныш с первых минут встает на ножки и очень быстро прикладывается к соску. В первые дни самки с потомством прячутся в укромных местечках, но уже через неделю выходят на пастбище к другим овцам. Молоком ягнята питаются до 3-4 месяцев, в полгода барашек уже полностью становится самостоятельным.

Дикие бараны

В природе существует много разновидностей баранов. Ареал их обитания занимает практически все северное полушарие. На сегодняшний день самая большая численность животных наблюдается в горных регионах Ближнего Востока, Турции, Афганистана и Пакистана. Можно встретить их в районе Тибетского хребта, на Алтае, Кавказе, в горах Тянь-Шань, на Западносибирской равнине. Живут бараны в северной Америки, от Мексики до Канады и Аляски. Считается, что дикие разновидности в Европе вымерли около 3000 лет назад. Сейчас встречаются лишь одичавшие домашние виды в Греции, Испании, на Мальте, Кипре. Но с этим согласны не все зоологи.

Единая классификация диких видов не разработана. Одни исследователи берут во внимание свойства экстерьера, другие обращают внимание на количество хромосом. У баранов оно колеблется от 50 до 58 пар. Причем даже у одной особи в разных клетках оно может отличаться. Виды с разным числом хромосом могут быть скрещены и давать плодовитое потомство. Иногда ошибочно к этим видам причисляется степной туркменский баран, овцебык. На самом деле эти животные принадлежат к семейству бычьих.

Разновидности диких баранов

На сегодняшний день известны такие виды диких баранов:

  • Европейский Муфлон. Обитает в Сардинии, на Корсике, в некоторых южно-европейских странах. Весит 50 кг, имеет рост 125 см, летом имеет рыжий, а зимой — каштановый окрас, живот белый. У самцов рога имеют длину около 65 см, на разрезе треугольной формы, у самочек практически отсутствуют.
  • Азиатский Муфлон. Обитает в Индии, Иране, Средней Азии, Закавказье, Турции. Весит около 80 кг, рост имеет в пределах 90 см, его длина — 150 см. Рога самцов закручены, обхват у основания почти 30 см, у самочек они гораздо меньше. Окрас летом рыжий с бурым либо желтым оттенком, зимой темный. На спине есть характерная темная полоска с белыми остевыми волосками.
  • Киприотский Муфлон. Практически вымерший дикий баран, обитающий на Кипре. Весят животные 25-35 кг, рост имеют в пределах 65-75 см, длина их корпуса — около 110 см. Баранья мохнатая голова украшена закрученными рогами длиной около 50-60 см. Окрас от темного коричневого до золотистого, морда и кончики копыт беленькие, по спине идет черная полоска.
  • Уриан. Обитает в горных районах Индии, Афганистана, Пакистана, Ирана, в Казахстане, среднеазиатских странах. Вес — в районе 85-90 кг, рост около метра, длина — 145-151 см, Рога толстые, до метра в длину, толщина у основания больше 30 см, закручиваются в спираль. Мех летом светло-коричневого тона, зимой темнеет. Урианы и Муфлоны могут скрещиваться между собой, давая плодовитое потомство.
  • Архар. Живет в Центральных регионах Азии, на востоке Сибири. Самый большой из всех диких баранов. Весит 65-120 кг, высота его 90-120 см, а длина около 2 м. Огромные рога у самцов могут достигать 190 см. Цвета шерсти бывают от песочного до серого с бурым. В природе насчитывается 9 подвидов Архаров.
  • Снежный баран. Ареал его обитания соответствует нашим восточным областям Сибири. Вес животного — от 60 кг до 150 кг, масса самочек — 33-65 кг. Рост — чуть больше метра. Рог закручивается в кольцо, гладкий, без поперечных насечек, его длина — 1,3-1,8 м. Имеют рога как баран, так и овца. Мех на спине темно-бурый, резко контрастирует с белым животом.
  • Баран вида Толсторог. Живет в Канаде, США, вплоть до побережья Калифорнии. Весит 70-140 кг (самка — 50-90 кг). Рога у самцов больше метра, закручены в кольцо, у самочек серповидные. Шерсть песочно-бурая, коричневая или черная. Существует горная и пустынная разновидность толсторога, пустынный — это карликовый уменьшенный вариант горного.
  • Тонкорогий баран Далла. Еще один американский вид, который называется в честь своего первооткрывателя. Обитает на севере континента. Масса животных около 140 кг, длина 1,4-1,6 м. Рога закрученные, больше метра длиной. Существует два подвида овечек: с белой и серой шерстью.

Дикий баран и овца предпочитают жить на ограниченной территории, площадью около 30-40 км, как и горный козел. Горный баран зимой спускается с вершин в долины, где больше кормов. В период размножения стадо баранов небольшое, насчитывает около 30 особей. Зимой животные собираются в большие группы по 500-1000 голов.

Домашние овцы

Предками всех домашних овец считаются Муфлоны. У них похожие внешние данные и одинаковое число хромосом. Раньше происхождение выводили и от Урианов, но сейчас эту теорию отбросили. Разведением этого вида люди занимаются уже больше 8000 лет. Они заняли прочное место в культуре многих народов. Всем известны древнегреческие мифы о золотом руне и аргонавтах. Овен входит в зодиакальные созвездия. В виде овцы изображался древнеегипетский бог Амон и финикийский бог Ваал. Даже в современных компьютерных играх ARK и М8 присутствует этот персонаж.

Каменный баран часто украшал надгробия в Армении и ближневосточных странах. Древние воины обивали бараньими шкурами щиты и писали на них врагам: «Ты падешь, мой меч тебя убьет!» Черепа животных археологи находили на раскопках языческих храмов и жертвенников в разных уголках Земли. Разведение баранов сейчас очень популярно там, где распространен ислам. Связать такой факт можно с тем, что эта религия запрещает употреблять свинину.

Образ жизни домашних и диких овец похожи. И те, и другие собираются в стада. В группах четко выражена иерархия: главой является самец, чья баранья большая голова украшена самыми мощными рогами. Пастись животные предпочитают в утренние и вечерние часы. Внешний вид во многом зависит от породы. Различают следующие группы (с учетом продуктивности):

  • Мясные. Эти породы быстро набирают вес, могут достигать массы свыше 200 кг, мясо у них нежирное, выход продукции после убоя высокий.
  • Мясошерстные. Кроме хороших мясных характеристик барашки имеют густой и длинный мех.
  • Мясосальные. Эти бараны имеют большой вес и довольно жирное мясо
  • Сальные. Главная характеристика таких пород — развитый курдюк в задней части туловища, из которого можно получить до 5-6 кг жира.
  • Шерстные. Этих барашков разводят ради получения шерсти, вес их небольшой, зато волос очень длинный и густой, после стрижки и прически получают несколько килограммов руна.

По качеству руна породы овец разделяют на:

  • Тонкорунные. У этих животных есть лишь подшерсток, его длина может превышать 15-20 см.
  • Полутонкорунные. Имеют остевой волос, но он не слишком густой и довольно мягкий.
  • Грубошерстные. У этих овец густой, грубоватый и удлиненный остевой волос.

Тонкорунный породы — поставщики элитной, высококачественной шерсти, из которой делают дорогие меховые изделия. Из шерсти полутонкорунных овец получается неплохая подушка, стеганное одеяло, наматрасник, куртка, шуба. Из грубой шерсти шьют матрасы, тапочки, валенки, стельки, подкладки под конское седло, делают ковры и другие изделия. Используют также шкуры животных. Из них можно делать каракулевые шапки, как у Шевченко на автопортрете, шубы, дубленки и другие кожаные вещи. Говорят, что овечья шерсть и шкура имеют лечебное действие при радикулитах, артритах, другие полезные свойства.

По способу выведения овечьи породы делят на примитивные или аборигенные и культурные. Примитивные породы выводились методами народной селекции на протяжении столетий. Культурные появились в последние 100-200 лет, при их создании применялись научные подходы. В мире насчитываются десятки разновидностей. Вот самые популярные:

  • Романовская;
  • Тексель;
  • Суффолк;
  • Дорпер;
  • Камерунская;
  • Каракульские;
  • Ташлинская;
  • Ташлинская;
  • Эдильбаевская;
  • Северокавказская;
  • Куйбешевская.

Многочисленно поголовье домашних овец в Китае. Пояс разведения распространяется на Австралию, Индию, Иран, Новую Зеландию, Англию. Выращивают баранов на Кавказе, в южной части России, Средней Азии. Породу выбирают в зависимости от того, для чего выращивают скот.

Домашний породистый баран — животное неприхотливое, ухаживать за ним несложно. Основные требования — достаточная территория для выпаса и просторные помещения для содержания. Большую часть года отара проводит на пастбище. Там же устраивают загон, он может быть открытым, с одной калиткой, на которой есть надежная ручка для закрывания. Для выпаса одной овечки или барашка нужно 1 Га земли. Вблизи места выпаса должен быть водоем, в день животному требуется около 10 л воды.

Овцам и баранам необходим правильный уход

Зимой отару держат в овчарне. На 10 самок с ягнятами нужно 40 м² площади. Племенной баран или бараны содержатся в отдельных помещениях, их обязательно разделяют перегородками, чтобы самцы не дрались. Температура в сарае должна быть не ниже 9°С, нельзя допускать сквозняков: овцам они вредны. Когда ведется строительство фермы в теплых регионах, отопление не предусматривают. В холодных областях нужно сделать хорошее утепление.

Кормление

Кормление скота не представляет трудностей: они едят почти любое растение. Летом им вполне хватает зеленой травы, при условии, что пастух выводит стадо на пастбище не менее, чем на 13 часов в сутки. Зимой животных следует подкармливать натуральной пищей. Овцам включают в рацион:

  • Сочные корма: силос и корнеплоды (свеклу, картофель, морковь и т.д.).
  • Грубые корма: сено и солому.
  • Концентрированные корма: злаки, кукурузу, горох и другие бобовые, отруби, жмых.

Есть баранам дают трижды в сутки. Вечернее кормление не должно быть слишком сытным. Перед тем как сыпать в ясли концентраты, животных обязательно нужно напоить. Количество и пропорции еды зависят от того, с какой целью выращивают животных. Для хорошего роста шерсти в рационе должны преобладать травы и сено. При откорме на убой дают концентраты, жмыхи, бобовое сено.

Случку планируют на конец весны или начало осени. Желательно скрещивать особей внутри одной породы. К размножению допускают 2-3 самцов, а баранов, которые непригодны к случке, стерилизуют. Кастрация проводиться до начала полового созревания, в 5-6 месяцев.

Через 5 месяцев после спаривания появляются маленькие барашки. Самка домашнего барана может одновременно родить 2-3 детенышей. Процесс длится около получаса, послед отделяется легко. Если роды затруднены, самкам колют окситоцин, вытаскивают плод руками, но такая необходимость возникает редко. Овцематка кормит ягнят до 2-3 месяцев, после этого молодняк переводят на взрослые корма.

Если самок доят, молодняк отлучают раньше. Но слишком быстрое отлучение и перевод на взрослые корма может быть вредным, у ягнят начинается диспепсия, кетоз, отказывают почки, падают показатели прибавки веса. Нередко отлученных барашков поражают глисты (кольчатые черви и ленточные), кишечные инфекции.

Преимущества разведения

Стадо домашних баранов очень быстро себя окупает. Затраты на корма минимальные, овца очень быстро растет, на убой отправлять молодняк можно уже в 7-8 месяцев. От шерстных пород можно получить несколько килограммjd шерсти. Стрижку проводят дважды в год. Овцеферма может начинаться с нескольких десятков особей, а через пару лет отара разрастется до сотен и даже тысяч. Как и в любом хозяйственно-сельском деле, в овцеводстве есть свои плюсы и минусы, но положительных моментов все-таки больше. От животных огромная польза, можно получить следующие виды продукции:

  • мясо;
  • овечий жир;
  • шерсть;
  • кожу;
  • молоко, масло и сыр;
  • навоз на удобрение.

Сколько стоит барашек? Цена во многом зависит от породы и цели приобретения. Живую взрослую овцу на убой можно купить по 110-200 рублей за килограмм живого веса. Маленький молодой барашек может стоить 2000-4000 рублей. Ни для кого не секрет, что самые дорогие породы — это Мериносы. Элитные тонкорунные овцы для разведения продаются за несколько сотен, а то и тысяч долларов. Лучше всего покупать овец в специализированных хозяйствах в возрасте 3-4 месяца.

Общее описание вида

Добавить комментарий